В конце прошлого года жители многоквартирных домов в Ростове-на-Дону стали получать письма от компаний, которые убеждают их поменять водонагревательное оборудование. Суммы внушительные – до двух миллионов рублей с одной многоэтажки, собранные с собственников квартир.
Получатели писем испытали стресс и от сумм, и от содержания посланий. Мол, это выбор без выбора, все открытые системы горячего водоснабжения (ГВС) должны быть заменены на закрытые, таково требование федерального закона. А еще коммерсанты, торгующие оборудованием, написали, что все города уже включились в замену, а Ростов-на-Дону и Волгоград в хвосте, и если жители не согласятся скинуться и выложить два миллиона рублей с дома, будет еще хуже, их оштрафуют и заставят поменять систему ГВС.
Специалист юридической службы «Единый центр защиты» Виолетта Колосова рассказала, какова причина активности продавцов водонагревательного оборудования, и как людям правильно реагировать.
Почему активизировались продавцы оборудования
До 2013 года согласно законодательству о теплоснабжении могла существовать любая из систем, и открытая, и закрытая. Теперь же, согласно ч. 9 ст. 29 федерального закона «О теплоснабжении», с начала 2022 года нельзя будет использовать централизованные открытые системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения. Именно по этой причине многие фирмы осаждают ТСЖ и УК с предложениями провести такую замену.
Не только Ростов столкнулся с данной проблемой. На сегодняшний день около 70% домов используют открытый разбор горячей воды. По мнению некоторых технических экспертов, открытые системы ГВС слишком энергозатратны. Но так ли это на самом деле?
Новые дома сейчас повсеместно строятся с закрытыми системами ГВС, что правильно и рационально, но вот задача перевода открытых систем ГВС на закрытые в уже существующем жилфонде - очень масштабна и трудозатратна. К сожалению, законодатель никак не регулирует порядок, последовательность действий, этапы, финансирование такого перевода, что создает массу проблем жильцам.
Закон «О водоснабжении и водоотведении» и Правила горячего водоснабжения, определяют, что ответственность за решение данной проблемы лежит на муниципальных органах.
Правилами предусмотрено, что решение прекратить горячее водоснабжение с использованием открытых систем принимает муниципалитет, но только после того как будет проведено доскональное обследование и обоснование выбранного способа. Пользователь, подключенный к открытой системе горячего водоснабжения, в отношении которого принято решение, вправе до первого ноября года, в котором принято указанное решение, направить в орган местного самоуправления свои предложения о переходе. При этом государство законодательно закрепляет приоритет систем централизованного теплоснабжения.
Каковы плюсы и минусы открытой и закрытой систем ГВС
Надо отметить, что открытая система ГВС имеет свои недостатки. Например, это повышенные расходы на отопление и горячую воду, большой расход топлива и электричества на выработку тепла, высокие затраты на обслуживание котлов и теплосетей, некачественное обслуживание потребителей из-за потерь тепла и повреждений сетей, потеря тепла в трубах при малом пользовании водой
Но у этой системы есть и свои плюсы. Она более стойкая при повреждениях трубопровода, так как имеет несколько теплоисточников, полная остановка циркуляции воды невозможна.
Кроме того, вода при открытой системе ГВС специально подготавливается, снижается ее жесткость, проводится обессоливание, по санитарным нормам. Как будет контролироваться качество воды при закрытых ГВС, пока не ясно, хотя уже сейчас понятно, что без предварительной подготовки жесткая вода способна выводить из строй котельные и теплообменники ввиду образования накипи.
Получается, что проблема подготовки и очистки воды перед подогревом остается, однако теперь она будет лежать не на генерирующих объектах, а на потребителях, которые будут обязаны нести дополнительные расходы на установку и обслуживание в доме неких небольших приборов по очистке воды.
Возникнут проблемы и с ростом числа насосов, которые потребуют дополнительного энергоснабжения. Будут сложности с качественным обслуживанием, если его не смогут обеспечить слесари ТСЖ и УК. Им предстоит следить за теплообменными аппаратами, автоматами для поддержания нужных параметров воды, системами водоподготовки. Уровень подготовки этих специалистов гораздо слабее, чем работников энергетических предприятий теплоснабжения.
При переходе на закрытую систему ГВС перед водоканалами также встанет вопрос улучшения пропускной системы трубопроводов, ведь в последние годы многие металлические трубы были заменены на пластиковые. Тарифы на воду, существующие сейчас, не покроют всех расходов на новую замену труб.
Опыт других городов показывает, что эффективно решить проблему перевода на закрытые ГВС удалось только в том случае, когда было улучшено качество горячей воды. Другие меры: расширение просвета трубопроводов, замена труб – экономически неоправданны.
Кроме того, есть большая проблема отделения системы теплоснабжения от системы ГВС, так как гидравлически эти две системы тесно взаимосвязаны, а контуры теплоснабжения - одни из самых загрязненных в доме.
Кто должен платить за новое оборудование
Кто будет финансировать перевод на закрытые ГВС, пока непонятно. В Екатеринбурге замену оборудования обозначили как пилотный проект и профинансировали из бюджета. Запланирован поэтапный переход к закрытым системам ГВС до 2030 года. В городе будут установлены теплообменники, автоматизированное оборудование с контроллерами. Намечена полная замена системы теплоснабжения с ведением диспетчера и системы индивидуального учета потребления тепла в каждой квартире, что позволит легко передавать данные для управляющей компании.
Вопрос об обязанности оплатить переход к закрытым системам ГВС, как представляется из норм гражданского и жилищного законодательства, должен решаться так.
Все, что находится в пределах жилого помещения, оплачивает собственник жилого помещения. Все, что за пределами квартиры, - уже общая собственность собственников квартир и общедомовое имущество, следовательно, каждый собственник жилья в доме обязан внести свой частичный вклад в оплату замены систем ГВС.
Однако не все так просто. Например, софинансировать проект в Екатеринбуге предложили и частные компании, но непонятно, кто будет собственником нового оборудования и как передать его в собственность жильцов, этот вопрос пока законодательно не решен.
В любом случае успешный пример перехода на закрытые системы ГВС дал бы возможность разработать нормативную документацию о порядке, этапах, схеме перехода на данную систему, об источниках финансирования и решение вопросов права собственности на оборудование данных систем.
На данный момент возлагать бремя оплаты перехода на закрытые системы ГВС на собственников жилья - необоснованно, да и к тому же жильцы такие огромные расходы все равно не потянут. Навязывать свои услуги в проведении перевода на такую систему ГВС ни одна компания не вправе, кроме того, ни ТСЖ, ни УК просто не имеют возможности оценить сметы таких компаний на предмет соответствия многочисленным техническим требованиям и экономической обоснованности.
Комментарий министерства ЖКХ Ростовской области
Светлана Кузнецова, главный специалист отдела развития жилищного хозяйства управления реформирования жилищного хозяйства министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области:
– Однозначного ответа на данные вопросы нет. Ситуацию нужно проговаривать с Управляющей и ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, начало действия документа − 29.11.2013. Согласно пункту 6 Правил 1034 узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.
В соответствии с пунктом 7 Правил 1034 по истечении 3 лет со дня вступления в силу настоящих Правил (29.11.2016) теплосчетчики, не отвечающие требованиям настоящих Правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета.
Тем не менее, согласно письму Минстроя России от 07.07.2014 № 12366-ГБ/04 «О применении отдельных положений Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034» Минстрой России полагает возможным установку теплосчетчиков, произведенных в период до вступления в силу Правил 1034, при этом срок их эксплуатации определен до истечения срока службы основных приборов, входящих в состав узлов учета, а также полагает возможным ремонт узлов учета тепловой энергии путем замены теплосчетчиков на аналогичные, соответствующие требованиям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минтопэнерго России от 12 сентября 1995 г. № Вк-4936.
В дополнение к вышеизложенному сообщаем, что допускается применение в узлах учета тепловой энергии теплосчетчиков, выпущенных в течение переходного периода и соответствующих требованиям Правил № Вк-4936.
Таким образом, если срок службы не истек, и теплосчетчик соответствует требованиям Правил № Вк-4936, использование такого прибора учета законно.
Жильцы одного из домов, в которых действует открытая система ГВС, получили неподтвержденную информацию о том, что замена оборудования возможна за счет средств фонда капремента, в который они регулярно делают отчисления. ДОМОСТРОЙДОН направил в фонд запрос на эту тему.
Автор: Людмила Дьяченко
Фото: moikolodets.ru
Комментарии